Очередной FAQ на тему перехода Аналоговое-Цифровое ТВ
Очередной FAQ на тему перехода Аналоговое-Цифровое ТВ

В России происходит великая "цифровая" революция. То есть совсем скоро все наше "допотопное" телевещание перейдет на высококачественное цифровое. И будет всем нам счастье. Во главе процесса целая Правительственная комиссия, которой руководит первый вице-премьер Дмитрий Медведев.

Пока во многом процесс засекречен, и большинство чиновников боятся открыто говорить о том, что же нас все-таки ждет. Но мы-то знаем (и "МК" об этом неоднократно писал), что изменения грядут нешуточные. До 2015 года вся страна должна обзавестись ТВ-приставками (они же декодеры и ресиверы). Кто не успеет, тот опоздает и больше ничего по своему "ящику" уже никогда не увидит. А дальше и ящики придется заменить на цифровые телевизоры. Вот так-то.

Здесь возникают два главных вопроса: материальный и моральный. Каждый из будущих потребителей "цифры" волен спросить: хорошо, но если уж это ваше ТВ-нововведение движется на нас с неизбежностью цунами, то будет ли это счастье бесплатным? В том смысле, что на халяву мы готовы пойти на все что угодно. Но вот если за деньги, то извините… Впрочем, если вы сумеете дочитать сей текст до конца, в финале для вас многое прояснится.

Второй вопрос — глобальный: кто же теперь будет управлять Россией? И это уже не шуточки! На сегодня нашей страной управляет телевизор, он — единственное, что нас объединяет. Когда в Калининграде, на Дальнем Востоке и на Кавказе весь российский народ видит по телеку любимого президента, он, безусловно, чувствует, что живет в единой стране. Но у людей ведь порой просто нет выбора: в многочисленных российских закоулках показывают только Первый канал и второй, то бишь "Россию". И ничего более. То есть федеральные государственные телекомпании. А с приходом "цифры" телезрители смогут выбрать: хочешь — смотри любимую программу "Время" со всеми вытекающими из нее политическими установками. А не хочешь — милости просим: один канал будет только про рыбалку, другой — только про животных, третий, естественно, только про секс… Ведь так наши люди без указивки сверху могут разболтаться донельзя. Словом, куда ни кинь — кругом одни проблемы.

Здесь возникают два главных вопроса: материальный и моральный. Каждый из будущих потребителей "цифры" волен спросить: хорошо, но если уж это ваше ТВ-нововведение движется на нас с неизбежностью цунами, то будет ли это счастье бесплатным? В том смысле, что на халяву мы готовы пойти на все что угодно. Но вот если за деньги, то извините… Впрочем, если вы сумеете дочитать сей текст до конца, в финале для вас многое прояснится.Второй вопрос — глобальный: кто же теперь будет управлять Россией? И это уже не шуточки! На сегодня нашей страной управляет телевизор, он — единственное, что нас объединяет. Когда в Калининграде, на Дальнем Востоке и на Кавказе весь российский народ видит по телеку любимого президента, он, безусловно, чувствует, что живет в единой стране. Но у людей ведь порой просто нет выбора: в многочисленных российских закоулках показывают только Первый канал и второй, то бишь "Россию". И ничего более. То есть федеральные государственные телекомпании. А с приходом "цифры" телезрители смогут выбрать: хочешь — смотри любимую программу "Время" со всеми вытекающими из нее политическими установками. А не хочешь — милости просим: один канал будет только про рыбалку, другой — только про животных, третий, естественно, только про секс… Ведь так наши люди без указивки сверху могут разболтаться донельзя. Словом, куда ни кинь — кругом одни проблемы.

 

Можно ли уже сейчас увидеть цифровое телевидение?

Эдуард Сагалаев, президент Национальной ассоциации телевещателей (НАТ):

— В Москве пробное вещание организует РТРС. Если иметь приемное устройство, то есть антенну и ресивер (приставку), то можно это смотреть практически во всем городе. Только нужно ориентировать свою антенну на передатчик, который стоит на Останкинской башне. Но я бы никому сейчас этого делать не советовал. Пока оборудование достаточно дорогое, к тому же все равно это техническое вещание, так что общедоступных каналов в "цифре" вы еще не увидите. Тем же, кто хочет насладиться цифровым вещанием и телевидением высокой четкости (HDTV), советую это сделать с помощью мобильного телевидения, то есть принимать картинку на мобильный телефон или на движущиеся объекты, такие как поезд или автомобиль. В Москве есть вещание такого рода, но тоже экспериментальное. Конечно же, это очень дорого и, с моей точки зрения, неоправданно, потому что нет еще пока такого разнообразия новых программ, ради которого стоило бы делать эти затраты.

Первые два-три года, а возможно, и значительно дольше, телевещание будет идти параллельно и в аналоге (то есть так, как сейчас), и в "цифре". Все это будет происходить до 2015 года. А в 2015-м все телевидение в России должно перейти только на цифровое вещание.

Никто не прикажет отключить аналоговое вещание, пока насыщенность приставками в стране не достигнет 90—95 процентов.

Если треть граждан РФ получит ресиверы в подарок, если будет утвержден единый стандарт (а я выступаю, чтобы приставки бесплатно получили все), если будет принята максимальная форма лицензирования, то мы сможем избежать многих ошибок.


Продаются ли уже приставки?

— По стране — не знаю, но вот в Мордовии, где был проведен эксперимент, каждый человек, кто решил смотреть ТВ в "цифре", может купить себе ресивер. Такие приставки уже производятся, но не у нас, а в Китае. Для нашей промышленности это тоже интересный заказ, и есть уже готовый вариант: наше объединение "Алмаз-Антей", скооперировавшись с французским "Томпсоном", станет выпускать ресиверы, и цена на них постоянно будет снижаться. Сейчас такая приставка стоит 90 долларов, а через два-три года, думаю, будет стоить 30. Но пока все ждут отмашки, потому что нерационально было бы выбросить в магазины миллионы приставок непонятно какого формата и стандарта. Так что Правительство РФ и правительственная комиссия во главе с Медведевым проводят очень грамотную политику: они хотят семь раз отмерить, чтобы один раз отрезать.


Что дает "цифра"?

Когда все телевидение будет отцифровано, люди в России смогут смотреть не меньше 18 каналов. А ведь сейчас многие смотрят не больше трех. Я почти уверен, что в 2010—2012 гг. в каждой квартире будет уже по 50—80 каналов, то есть 18 основных, а остальные пойдут через кабель.


Владимир Виноградов, главный специалист по звуку "А-Медиа":

— Каждый год 31 декабря у меня традиция: я включаю телевизор ровно в 23.55 и смотрю выступление президента. Все снято с самыми высокими параметрами качества, на одной самой лучшей камере, записано на самой лучшей пленке. Но я развлекаюсь так: 7 секунд смотрю президента на первом канале, потом переключаю и 7 секунд смотрю на втором, третьем и т.д. И на всех этих каналах лицо президента все время меняется. На одном оно красноватое, на другом зеленоватое, на третьем, извините, голубоватое. А звук то ясный, то громкий, то тихий, то неразборчивый. Это потому, что в стране сейчас нет ГОСТа. А в "цифре" качество звука и картинки ничем не отличается от первоначального.

На цифровом телевидении может быть воссоздана подача такого же звука, как в кинотеатре с системой DOLBY. То есть если в "цифре" будет транслироваться концерт из "Венской оперы", то человек у себя дома может закрыть глаза, и у него будет полное ощущение, что он сидит в лучшем месте зала Гранд-опера. Сейчас же по "Культуре" мы видим жалкую копию, подобие истинного звука.

Ну а после повсеместного восприятия цифровой картинки и звука следующим этапом станет распространение запаха на расстоянии, чтобы можно было почувствовать аромат цветов и парфюма.


Как это будет?

Борис Антонюк, заместитель министра информационных технологий и связи РФ:

— Мы с Минкультуры считаем, что цифровое ТВ должно вводиться в трех мультиплексах. Человеку, который установил у себя в квартире декодер, все равно, сколько будет мультиплексов, но именно в таком режиме мы сможем охватить все информационное пространство.

Необходимое примечание: В аналоговом режиме на одной частоте вещает один телеканал. В "цифре" на одной частоте в среднем могут вещать восемь каналов, при этом качество сигнала улучшается благодаря новейшим технологиям. То есть мультиплекс — техническое устройство, которое собирает 8 программ в один поток и подает их на цифровой передатчик связи.


Технология вопроса

Раньше аналоговые передатчики распространяли сигнал на 70—100 километров, но качество приема было не очень хорошим, и если вы переезжали на подмосковную дачу, то у большинства на ТВ-экранах была рябь и это почему-то считалось нормальным. Но ряби-то не должно быть нигде — ни в городе, ни на даче. Только вот для улучшения качества количество вышек с цифровыми передатчиками должно быть значительно больше, чем при "аналоге". Но иногда вместо строительства новой вышки можно поставить передатчик на вышке сотовой связи. Правда, для этого нужно будет договориться непосредственно с оператором об аренде.


"Большая тройка", подвинься!

Рафаэль Акопов, генеральный директор компании "Проф-медиа":

— Текущий проект концепции развития "цифры" исходит из принципа неравноправного, неконкурентного, дискриминационного допуска действующих эфирных вещателей в цифровой диапазон, предоставляя бюджетные и регулятивные преимущества каналам "большой тройки".

Нужно объединить в одном мультиплексе все каналы, являющиеся получателями бюджетных денег (а это не только "большая тройка"). Все населенные пункты охватить вещанием этого одного "бюджетного" мультиплекса, а не тремя (для бюджета это будет значительно дешевле).


Под угрозой информационная целостность страны

Александр Роднянский, президент "СТС Медиа":

— У людей должен быть выбор любимых телепрограмм. А может случиться, что цифровое вещание принесет не только расширение возможностей телевизионного репертуара, но, наоборот, сокращение количества предложений из-за того, что некоторые телеканалы не будут включены в мультиплексы и не смогут развиваться дальше. То есть часть каналов вынужденно станет платной, чего допустить нельзя. Цифровое ТВ должно быть бесплатным для зрителя.

Огромную страну — Россию — от Калининграда до Сахалина объединяют не только железные дороги, "Газпром" и правительство, но и телевидение. А значит, при переходе на "цифру" должен быть создан единый орган, регулирующий все технические, финансовые и лицензионные проблемы. Иначе под угрозой будет информационная целостность страны.


ТВ будет платным?

Борис Боярсков, руководитель Федеральной службы по соблюдению законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия:

— Проведенные эксперименты в Мордовии убедительно свидетельствуют, что внедрение цифрового телевизионного и радиовещания способно изменить к лучшему информационную насыщенность жизни российской глубинки и городов, не вошедших в сферу медиаизмерений.

Выявились два различных подхода к определению способов государственного регулирования вещательной деятельности и формированию экономики вещания. Один из них заключается в лицензировании вещательной деятельности, формировании гарантированной государством системы распространения сигнала по единым тарифам. Другой подход подразумевает отказ от лицензирования вещательной деятельности вообще. Оба подхода предполагают различную экономику: один будет весьма обременителен для бюджета, второй, снимая часть бюджетной нагрузки, может привести к введению, по сути, платного телевидения и к формированию большей части пакета программ, исходя из готовности вещателей оплачивать услуги операторов связи.

Но любой из выбранных подходов должен реализовывать один основной принцип — максимальную защиту принимаемых решений от влияния любых односторонних корпоративных интересов, защиту интересов вещателей, уже действующих на рынке, и ориентацию их деятельности на удовлетворение информационных потребностей общества.


Глас народа

Ну что, понятней вам стало? Нет? Трудно пробиться сквозь чиновничий сленг? Тогда вот вам на закуску глас народа — глас божий. Простой, как правда. Говорят жители поселков и деревень Мордовии, у которых, единственных в стране, появилось это счастье — цифровое телевидение.


Антонина Васильевна, с. Большие Поляны Ардатовского района, 15 км от райцентра:

— Нам сын подарил эту приставку. Самим нам со стариком ее не потянуть, у нас на двоих 4000 рублей пенсия. Поставили нам приставку эту, а включили — не работает ничего. Мастера вызвали, он антенну заменил, но все равно видимость пропадает.


Александр Григорьевич, поселок Ст. Шайгово Шайговского района:

— Поставили мы антенну, но почему-то ничего у нас не принимает. Обратились в ремонт, но до сих пор ничего нам не починили.


Виктор Федорович, г. Краснослободск Краснослободского района Мордовии:

— Купили мы приставку за 2500 рублей. А с доставкой все 3000 заплатили. Раньше было у нас четыре канала, но показывали они хорошо. С этой приставкой обещали, что будем смотреть аж 18, а в результате ничего вообще не видим. Вот и решили мы убрать эту антенну и смотреть все по-старому. А деньги, стало быть, на ветер выбросили.


Нина Николаевна, село Курнавка.

— Отказались мы от этого декодера. На что он нам. 2500 заплатить да плюс 100 каждый месяц. Где нам такие деньги взять? У меня зарплата 3000, муж — инвалид I группы, не потянем.


По мнению замминистра связи г-на Антонюка, плохой прием в Мордовии связан с малым количеством вышек и слабым сигналом. А также с плохой работой местных операторов. Нужно писать на их имя жалобы, советует замминистра связи.


Жалуйтесь, дорогие товарищи!


Александр Мельман
Газета "Московский комсомолец"
17.05.2007
www.rtrs.ru

Добавить комментарий

Внимание! Мы используем файлы cookies для сбора статистики, анализа трафика и улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.